Современная чешская фотография
30 сентября в 18.00 в Центре фотографии «Март» состоится открытие выставки «Шумное одиночество: современная чешская фотография». Чехия – одна из ведущих фотографических стран Восточной Европы. Центр фотографии «Март» уже в третий раз знакомит своих зрителей с творчеством авторов из этой страны. На новой выставке представлены работы Владимира Жидлицки, Иваны Востраковой, Мартина Фалтейска и Давида Хегера. Это авторы разных поколений, и они по-разному создают фотографии, используя классические аналоговые и современные цифровые технологии. На выставке кураторы объединили их общей идеей об уязвимости жизни человека в соприкосновении с природой, историей и временем. Выставка работает до 19 декабря.
Молодой чешский фотограф Мартин Фолтейск работает в жанре автопортрета в пейзаже. Каждая фотография – метафора отношений автора с миром и обществом. В одних случаях эти отношения гармоничны, в других, напротив, персонаж загнан в угол обстоятельствами. Есть и третий вариант – подстроиться под окружающую среду.
Коллажи Иваны Востраковой - маленькие истории о человеке в сложной, подчас неразрешимой ситуации. Ивана остроумно играет с фотографиями плоских поверхностей (стена, бумага и т. п.) и иллюзией трехмерного пространства, которую привносит фигура человека. И в той же игровой манере она ставит сложные вопросы, трансформируя явления природы в метафору времени, а дорогу в извилистые пути и тупики человеческой судьбы.
Работы Давида Хегера балансируют на грани веселой детской игры и серьезного взрослого высказывания. Герои многих фотографий - дети, сюжеты просты и лишь на первый взгляд очевидны. Но на поверку оказывается, что за детскими играми скрываются отсылки к античным мифам, к мечте и ее иллюзорности.
Владимир Жидлицки – самый титулованный автор выставки в Центре фотографии «Март». Свою первую выставку он сделал еще в начале 1980-х годов. В общей сложности вышло три обобщающие монографии о творчестве Владимира Жидлицки, одна из них в 2008 г. была признана лучшей книгой по фотографии в Восточной Европе. Особенность Владимира Жидлицки – неординарный способ работы с аналоговыми технологиями. Он не сторонник чистой фотографии. Изображение на пути к финальному отпечатку подвергается сложным трансформациям, но без использования компьютера.
На выставке представлены две новые серии Жидлицки «Атлантика» и «Воспоминание о 1916 годе». В последней фотограф творчески интерпретировал архив аэрофотосъемки времен Первой мировой войны, доставшейся ему от деда. Стихия воды и стихия воздуха прочитываются в этих сериях как хаос мира, а полет птицы рифмуется с полетом одинокого человека, потерявшегося во времени и пространстве.