eye-open balloon-active id="icon-balloon-hover">balloon-hover balloon
a a a a a a a
Выставки

Жизни с грёзою игра

  • Екатеринбург

Мероприятие уже прошло

Тематика Графика
Инфолиния

i-z-o.art

Русская графика конца XIX – начала XX века.

Камерная выставка, названная строкой из известного стихотворения Валерия Брюсова «Первый снег», открылась в одном из залов постоянной экспозиции русской живописи Екатеринбургского музея изобразительных искусств к дню рождения музея. Созданная на материале графического наследия художников Серебряного века, она расскажет об одном из самых ярких и насыщенных периодов в истории отечественного изобразительного искусства.

Конец XIX – начало XX века – время блестящего расцвета различных областей художественного творчества, когда, по выражению Максимилиана Волошина, «манометр культуры достигал до высочайшей точки напряженья». Общая картина изобразительного искусства была тогда необыкновенно сложной, противоречивой и даже пёстрой. В фокусе внимания выставки закономерно оказалось, прежде всего, художественное объединение «Мир искусства», которое на рубеже веков формировало альтернативную повестку в художественной жизни России: инициированные им экспозиции транслировали новые идеи и противостояли привычным публике показам, организованным Академией художеств и художниками-передвижниками.

В экспозиции собраны графические работы мирискусников первого поколения – Александра Бенуа, Льва Бакста, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Анны Остроумовой-Лебедевой, а также мастеров, в разные годы входивших в объединение или участвовавших в его выставках – Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Филиппа Малявина, Виктора Замирайло, Сергея Малютина, Константина Богаевского и других. Хронологические рамки представленных работ не ограничиваются рубежом веков: некоторые из них созданы позже – в послереволюционный период – и демонстрируют дальнейший творческий путь классиков «серебряного века».

Название выставки «Жизни с грёзою игра» отражает мировоззренческие позиции как мирискусников, так и мастеров кризисной предреволюционной эпохи в целом: многие из них не принимали обыденность и стремились противопоставить несовершенству реальной жизни вечные духовные ценности. В поисках гармонии художники «Мира искусства» сознательно погружались в культуру минувших эпох. Так, Александр Бенуа избрал для своего экскурса в былое Версаль времён французского короля Людовика XIV. Ряд мастеров, также отвернувшись от современной действительности, устремился к легендарному прошлому России. Среди представленных на выставке произведений – навеянные сказочно-былинным эпосом работы Виктора Васнецова, святорусские образы Михаила Нестерова, сцены из провинциального быта, воплощающие патриархальную утопию Бориса Кустодиева. Древнерусская иконопись, заново открытая знатоками искусства рубежной эпохи, вдохновляла художников, реализовавших себя, в том числе, и в религиозной живописи. Одной из жемчужин экспозиции является «Троица» Кузьмы Петрова-Водкина – акварельный эскиз для утраченного ныне алтарного витража Троицкого собора в украинском городе Сумы.

Интерес художников к творческой реконструкции русской старины проявился также в театрально-декорационной сфере. Среди представленных на выставке эскизов – «Путивль» для оперы «Князь Игорь» ценителя древнерусского зодчества Николая Рериха, а также хоромы терема, «сочинённые» Сергеем Малютиным. «Русский стиль» в сочетании с ярко выраженными чертами модерна проявился в диптихе Евгения Фирсова, предложившего вариант оформления одного из павильонов Международной выставки мелкой промышленности в Казани 1909 года.

Помимо ретроспективных фантазий художников «серебряного века», на выставке представлено и многообразие традиционных жанров, отражающих окружающую реальность – графические портреты, пейзажные этюды и зарисовки, натюрморты. Мирискусники последовательное утверждали самоценность графики, противопоставляя это подвижное искусство, способное схватывать сиюминутность происходящего, законченным «программным» живописным полотнам. Стремление быстро, со всей живостью и непосредственностью фиксировать изменчивое состояние модели или природы привело к тому, что излюбленными техниками художников рубежа веков стали акварель, гуашь и мягкие материалы – пастель, уголь, сангина.

Отдельный интерес представляет, конечно, гравюра: ранее воспринимавшаяся как вспомогательное ремесло, на рубеже XIX–XX веков печатная графика наконец обрела значение самостоятельного авторского искусства. Замечательными образцами гравюры являются представленные в экспозиции цветные ксилографии Анны Остроумовой-Лебедевой с видами Петербурга и цветные литографии Владимира Соколова, изображающие уголки Сергиева Посада.

Кадры

ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ
Отправить комментарий
Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете Правила размещения комментариев. Отзыв не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, оскорбления и угрозы
Afisha.gorpom.ru  представляет вашему вниманию «Жизни с грёзою игра». У нас вы можете ознакомиться с отзывами, кратким описанием, стоимостью входа, оставить свой отзыв и проголосовать за него. Также вы можете посмотреть фото и получить информацию о «Жизни с грёзою игра»