Тематика | Графика, Живопись, Фото |
Возрастное ограничение | 18+ |
Инфолиния |
Тематика | Графика, Живопись, Фото |
Возрастное ограничение | 18+ |
Инфолиния |
Произведения и архивные материалы из музейных и частных собраний (18+)
Екатеринбургский музей изобразительных искусств представит проект «Еловой и окрестности», который посвящен культурной среде Екатеринбурга конца 1980-х – начала 2000-х годов и появлению актуального искусства в регионе. Наследие «артистических 1990-х» сыграло решающую роль в формировании современного художественного сообщества. Одна из ключевых фигур в этом процессе – художник Олег Еловой (1967-2001). Занимаясь преимущественно станковой живописью, он пробовал себя в самых разных современных направлениях: от акционизма и перформанса до видеоарта и кинетических инсталляций.
У проекта «Еловой и окрестности» два героя: художник Олег Еловой и общекультурный контекст творческой среды конца 1980-х – начала 2000-х годов в Екатеринбурге. «Окрестности» значат в этом повествовании не меньше, чем центральная фигура. В экспозиции будут представлены произведения Олега Елового и художников, близких ему по духу и свободе творческой практики. Выставка объединит произведения из музейных и частных собраний, коллекцию простого искусства Урала и Сибири, формировавшуюся Еловым, а также многочисленные архивные материалы, связанные с художественной жизнью региона в насыщенную эпоху 1990-х годов.
«Постоянная готовность к творческому жесту», – так описывает художественный темперамент Елового критик Наталья Курюмова. Деятельный и открытый, притягательный и уязвимый, трогательный и красивый, сильный и вдохновляющий – лишь часть определений, которые нередко звучат рядом с именем этого художника. Еловой работал с непреодолимым азартом и ровно с такой же страстью жил. Его живопись пронизана глубинным и даже порой мистическим единством с природными стихиями. Звери, птицы и растения населяют его полотна, придают им ощущение архаической гармонии и подлинного спокойствия. «Простая живопись» (определение самого Елового) составляла фундаментальную основу его творческого высказывания. Однако он не ограничивался в работе станковыми формами и традиционными техниками. Примером тому могу служить многочисленные проекты, инициатором и участником которых являлся Олег Еловой: акции, кинетические объекты и инсталляции, перформансы, международный фестиваль Eurokon (1996), ставший не только экспериментальной площадкой для освоения публичного городского пространства, но и затрагивающий экологическую проблематику, ныне актуальную и востребованную, но для середины 1990-х не столь очевидную.
Чрезвычайно любопытным феноменом, непосредственно связанным с деятельностью Олега Елового, был проект музея простого искусства Урала и Сибири. Коллекцию произведения наивных художников дополняли работы современных авторов, использующих язык неопримитивизма. Собрание музея начало формироваться в начале 1990-х годов силами и энтузиазмом самого Елового, увлеченного «простым искусством». Вскоре совместно с Андреем и Натальей Калмыковыми, а также Галиной Теске были подготовлены учредительные документы. Деятельность нового музея была разнообразна: организовывались выставки, одна из самых крупных – «Волшебная реальность» (1993) – прошла в ЕМИИ; проводились открытые конкурсы ювелирного искусства – «Мастер гвоздь» (1997), «Ложка дальше» (1998), «Искусственная банка» (1999). В отсутствии развитой художественной системы и институтов арт-рынка особую актуальность имели самоорганизации, выстроенные на приоритете горизонтальных связей и контактов. Художники осваивали навыки кураторов, галеристов и продюсеров. Наравне с музеем простого искусства Олега Елового спустя несколько лет в Екатеринбурге возникла культовая галерея Eurokon, за выставочную программу которой отвечал художник Александр Голиздрин.
В начале 1990-х годов на карте художественного Екатеринбурга появился новый топоним – «дом Елового». Двухэтажный деревянный особняк в самом центре города по адресу улица Октябрьской революции, 32 на десятилетие превратился в очаг неформальной тусовки, своеобразную арт-резиденцию и открытую мастерскую, где обитали друзья и заезжие художники из разных уголков России и Европы. Вокруг Елового естественно и быстро формировалась творческая среда молодых, веселых, дерзких художников и зрителей – прежде всего с их именами и смелыми проектами ассоциируется искусство 1990-х. Окружение Елового составляли преимущественно уральцы и сибиряки: Е. Акулова, Л. Чупрякова, А. Голиздрин, Э. Игнатьев, Д. Булныгин, В. Давыдов, В. Мизин, А. Шабуров, А. Сайфулин, С. Лаушкин, О. Николаенко, Ю. Потапов, Е. Шарова, Е. Гладышева, П. Малков и многие другие. Этой новой генерации художников во многом и будет посвящена выставка «Еловой и окрестности».