Тематика | Живопись |
Время работы | 11.00 - 22.00 без выходных |
Стоимость |
150 - 250 руб. |
Инфолиния |
Тематика | Живопись |
Время работы | 11.00 - 22.00 без выходных |
Стоимость |
150 - 250 руб. |
Инфолиния |
В Центре фотографии «Март» открывается новая выставка «Тайная сила сказа». Выставка подготовлена совместно с Объединенным музеем писателей Урала в рамках года Павла Петровича Бажова, посвященного 140-летию со дня рождения писателя. Выставка работает до 1 марта 2020 года.
На выставке представлены работы фотографов из Китая, Японии, Европы и России. Они создавались без связи с Бажовым, но, тем не менее, находятся точки пересечения фотографий с текстами. Работы выставки можно смотреть в контексте образов Бажова и независимо от них. Экспозиция построена как спектакль, фотографии дополнены инсталляциями с театром теней, таинственной пещерой.
Обыденное и фантастическое сосуществует рядом в мире сказов. Тайная сила вмешивается в жизнь человека, испытывает его, устанавливает этические нормы, одаривает или наказывает за мысли и поступки. Эта тайная сила – сила природы, охраняющая ее богатства. Она являет себя в облике человека (Медной горы Хозяйка, Великий Полоз) или животного (ящерица, змея, косуля, филин, кошка). Одна из главных идей Бажова в том, что природа – не объект хищнической эксплуатации. Она способна постоять за себя и жестоко наказать за бездумную жадность. В таком отношении к природе Бажов созвучен современным экологическим концепциям.
Природе посвящена первая часть выставки. Японский фотограф Кадзуки Косеки фотографирует лес в окрестностях Ямагаты. Лес в его работах преображен фантастическим светом, подобно тому, как Серебряное копытце заставлял все вокруг «гореть-переливаться разными огнями». Французский фотограф Бенуа Лапрэ снимает пейзажи в легендарном Фонтенбло, где любили охотиться французские короли. Фотограф ищет в очертаниях камней фантастических существ, как и Бажов, который писал об окаменевшем богатыре Денежкине с сорокой. Сергей Уткин фотографирует камни макрообъективом через специальный фильтр. Невзрачная для наших глаз структура камня при такой технике съемки превращается в играющее всеми цветами радуги мозаичное панно, не уступающее красотам царства Медной горы Хозяйки. Призрачные образы театра теней в проекте Дениса Тарасова похожи на сон и одновременно напоминают персонажей из сказок и мифов.
Второй раздел выставки о человеке и его отношении к природе. Китайский фотограф Хаожань Фань в черно-белые пейзажи вводит маленькую мужскую фигуру. Человек как будто растворяется в величии природы, в красоте цветов, растений, гор и рек. Это близко одному из центральных сюжетов Бажова – тайная сила соблазняет героя, он попадает в добровольный плен. В работах Александры Весниной из Калуги история взросления девушки, радость открытия мира, его светлых и потаенных сторон. Фотографии заставляют вспомнить многие женские образы Бажова как из мира людей, так и воплощения потусторонней силы.
Выставка завершается инсталляцией, идея которой взята из сказа «Орлиное перо». Бажов описывает опадающие перья пролетающих птиц как метафору времени и жизни человека. В инсталляции использованы архивные фотографии жителей Сысерти, современников Бажова из фондов Государственного архива Свердловской области. Из общения с ними писатель узнавал язык и культуру народа.