Церемония открытия выставки: 4 апреля 2019, в 16:00, вход по пригласительным билетам.
Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера приглашает на открытие выставки, впервые представляющей недавнее крупное поступление фарфора Сысерти в собрание СОКМ. Фарфор, который производят в небольшом уральском городке Сысерть, является культурным достоянием страны, это, безусловно, один из ярких имиджевых продуктов Уральской земли.
В Сысерти издавна существовало домашнее керамическое производство. Глина добывалась на берегу реки Сысерть и вдоль берега заводского пруда. Сысертская мастерская «Гончарка» обеспечивала все окрестные сёла лотками, горшками, кринками и прочей керамической утварью. Именно на базе «Гончарки» в 1928 году возникла артель «Челюскинцы» по производству керамики.
В годы Великой Отечественной войны предприятием выпускались детские игрушки, зеркала, рукавицы брезентовые и шерстяные валенки. В предвоенные и послевоенные годы всё было организовано по стародавней традиции: глину размачивали в деревянных колодках, затем переминали, топча ногами. Изделия обжигали на дровах, глазуровали гончарной глазурью. Выпускали посуду и скульптуру, игрушки, кукольные головки.
У истоков фарфорового производства в Сысерти стояли энтузиасты и умельцы, люди увлеченные и беспокойные. В 1963-64 гг. на завод пришли художники и технологи со специальным образованием, которые внесли значительный вклад в развитие и направленность завода. Спрос на продукцию растет, улучшается качество, расширяется ассортимент. В продажу поступают чайные и кофейные сервизы, вазы, скульптуры, среди которых и малые скульптуры по мотивам бажовских сказов: «Хозяйка Медной горы», «Данила-мастер», «Дарёнка с Мурёнкой», «Золотой Волос». В 1966 году построен новый корпус. С этого момента изделия ежегодно экспонируются на ВДНХ в Москве. Продукцию отличают лаконизм и обращение к фольклору.
10 октября 1977 года завод переименован в Сысертский завод художественного фарфора. Завод стал одним из четырех предприятий в СССР (Бронницы, Минеральные Воды, Гжель, Сысерть), которые занимались выпуском высокохудожественных, подарочных изделий. Это декоративные вазы, кофейные и столовые сервизы, бокалы, сувенирные изделия.
В 1998 году предприятие получило заказ на восстановление фаянсового иконостаса для возрождаемого Крестовоздвиженского собора Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Сысерсткие мастера с честью справились со сложным заданием. Работа с иконостасом подняла завод на новый технологический и художественный уровень. Мастера научились работать с новыми красителями, эффектом крале (имитация растрескивания), металлоэффектом, освоили новые росписи.
Декор изделий с 1963 года основывался на растительно-цветочных и геометрических мотивах, а с 1970 года после творческих поисков на заводе появляется направление народной уральской домовой росписи. Ручная мазковая роспись характеризуется свободными, широки мазками, нарядными цветочными декорами.
В 2000 году, чтобы освоить другую, мелкомазковую роспись, главный художник предприятия Ольга Загумённова с двумя живописцами из творческой группы поехали в Санкт-Петербург, в Высшее художественное училище имени В.И. Мухиной к преподавательнице, владеющей старинным приёмами росписи фарфора. Результат этих уроков – росписи, когда кисть кладёт красочные слои один на другой, дополняет их тонкими прорисовками, создавая «живой» цветок, объемный орнамент, достоверный живописный портрет или картину.
Сегодня мастера и художники предприятия «Фарфор Сысерти» производят продукцию из фарфора для красивого быта – столовые наборы, а также мелкосерийные и единичные изделия декоративного назначения – вазы, шкатулки, сувениры.
Технологические процессы предприятия совершенствуются и механизируются, но одно остаётся неизменным – рисунок наносится вручную, роспись выполняется руками мастеров, за что и ценится сысертский фарфор.