Тематика | Живопись |
Тематика | Живопись |
Произведения фотографов и художников были созданы специально для выставки и представляют истории и образы повседневной жизни знаменитого жилого района сегодня.
Уралмаш строился как соцгород; многие годы его жизнь была связана с работой Уральского завода тяжелого машиностроения. Экономические и политические изменения 1990–2000-х годов привели к тому, что образы города-сада, завода-гиганта, авангардной стройки, мощи инженерной мысли и трудового энтузиазма больше не описывают настоящую жизнь района. Уралмаш постоянно менялся, но изменения последних десятилетий наиболее заметны: теперь иначе отлажены работа коммунальных служб и инфраструктура районной жизни; на месте сохранявшихся до недавней поры деревянных построек первой пятилетки выросли многоэтажные дома; жилищное строительство, формы занятости и метрополитен привели к другой структуре района — с новыми центром и периферией. Наследием района являются не только авангардная архитектура и советское прошлое, но и криминальный статус района в 1990-е, а также все те исследовательские и художественные проекты, что притягивают сегодня в бывший соцгород самых разных людей.
Рассказы о прошлом Уралмаша пронизаны ностальгией и восторгом. Пафос созидания пространства новой жизни связывается многими отнюдь не с работой современных девелоперов. Кажется, что район лишился стилистически ясного и привлекательного образа и стал одним из многих жилых массивов города. Специфику новой районной жизни только предстоит уловить.
На выставке осмысляется и долгое освобождение жителей района от завода и социальных связей внутри соцгорода, и изменение пространственных иерархий и стертость своеобразия визуальной среды Уралмаша. Мифология строительства первых пятилеток соседствует с мифологией современного «бодрого» и «делового» Уралмаша. Можно увидеть, как связаны и в чем различны городское пространство прошлого и современное, как память о прошлом влияет на современную повседневную жизнь. Граффити и украшение подъездов, стихийные рынки и парни у боксерской груши — все это новые аспекты жизни Уралмаша.
Работая с интервью с жителями района, с архивными фотографиями и кинохроникой, гуляя по району с фотокамерой, слушая, наблюдая, создавая новый архив городской жизни, участники выставки пытаются сместить внимание с прошлого района на его настоящее как ценное — время нашей собственной жизни.