Мусоргский, несомненно, был главным русским новатором XIX века. А во времена Свиридова быть новатором означало вернуться к традиции.
Удивительной красоты пейзажная зарисовка «Рассвет на Москва-реке» станет прологом к свиридовской программе Уральского филармонического оркестра и Симфонического хора. Маленький триптих для оркестра — всё то, что составляет понятие «Святая Русь»: чистота, смирение, песенность, отзвуки колокольного звона.
Иллюстрации к пушкинской «Метели» — одна из жемчужин русской музыки. Нежнейшими напевами, романсами, вальсами, маршами, лёгким перезвоном бубенцов Свиридов пишет картину милой, привлекательной, вызывающей ностальгические чувства жизни XIX столетия.
«Поэму памяти Сергея Есенина» сам Свиридов представлял публике так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки».