Тематика | Живопись |
Время работы | ср-вс, с 11:00 до 18:00 |
Стоимость |
Взрослый - 120 руб. |
Инфолиния |
Тематика | Живопись |
Время работы | ср-вс, с 11:00 до 18:00 |
Стоимость |
Взрослый - 120 руб. |
Инфолиния |
Свердловский областной краеведческий музей совместно со Свердловским отделением Союза художников России, Екатеринбургским музеем изобразительных искусств и Галереей Дома Актеров представляют необычный (и редкий!) выставочный проект, посвященный творчеству известного уральского художника Бориса Семёнова.
«Мастер акварели» - именно так принято называть Бориса Семёнова (1917-1991) в статьях искусствоведов и энциклопедических словарях. Родился он в Петрограде в 1917 году, воспитывался в творческой среде (среди его родственников были музыканты), учился в Ленинградском художественном училище (1932-1936). До революции в Школе Императорского общества поощрения художеств (именно таким было его название на рубеже 19-20 веков) преподавали видные графики и живописцы: И.Н. Крамской, П.П. Чистяков, И.Я. Билибин, принесшие в школу высокую культуру рисунка. В 1938 году Семёнов по распределению уехал в Свердловск, а достойное художественное образование позволило ему выжить в сложные послевоенные годы: художник получал заказы на оформление городских праздников, выполнял портреты вождей (за что его пренебрежительно звали «сухачом», ведь такие портреты писались так называемой «сухой кистью»).
Обратившись к технике акварельной живописи, Борис Семёнов обрел свою нишу в искусстве. Первые известные нам опыты художника с акварелью, появившиеся на выставках, относятся к концу 1940-х годов и посвящены Свердловску: скромный камерный городской пейзаж «После дождя» (1947) и более раскрепощенные рисунки «Весенний день» (1948), «Улица Вайнера» (1949), изображающие город с любимой художником точки высокого горизонта.
Индустриальный пейзаж и городские виды надолго стали любимыми темами Бориса Семёнова. Сухость и излишняя детализация ранних его рисунков постепенно исчезали, уступая место живому обаянию, лиризму и неповторимому семеновскому чувству нюанса, будь то солнечные просветы на хмуром небе или тень улыбки на женском лице. Умение передать едва заметные глазу перемены, рассказать историю одной-двумя деталями, дать сочный крупный план – сродни искусству кинематографиста. Важной историей для Бориса Александровича стала его работа в бригаде художников Уралмашзавода, в которую он входил в 1970-1980-е годы. Созданные в это время акварели «Уралмаш и уралмашевцы», «Уралмаш – завод заводов» отличаются пластической весомостью предметов и ощутимой плотностью письма.
Семёнов был живописцем по призванию, пейзажистом по способу восприятия мира и графиком по специальности. Это не самое тривиальное сочетание делает его выставку зрелищем особенным. Перед нами цельное искусство чуткого мастера нюанса, так удачно подобравшего технику исполнения – нежную, тонкую и вместе с тем весьма капризную акварель. Обращаясь с ней почтительно и деликатно, он создал задушевные образы Свердловска и его жителей, которые сегодня воспринимаются не иначе как ностальгически трепетно.
В экспозиции представлены работы из коллекций Свердловского областного краеведческого музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Галереи Дома Актера, а также частных собраний Сергея Лапина и Евгения Пшеницына.